Федеральное государственное научное учреждение
«Институт национальных проблем в образовании»
Российской академии образования (ФГНУ «ИНПО»РАО)

 
 

Уважаемые коллеги!!!!

Приглашаем Вас принять участие в работе 

 Всероссийской научно-практической конференции

«Инновационная система образования и духовно-нравственное развитие личности в социально-напряженном регионе»

Россия, г. Махачкала, 17-18 июня 2015 г.

тел.: 8(8722) 56-27-65

E-mail: inporao@mail.ru   

 

 

По всем интересующим Вас вопросам Вы высегда можете обратиться к нам по адресу:

Республика Дагестан,
г. Махачкала
пр. Насрутдинова 80 б

или по телефону:

+7(8722) 56-27-65

Публикации и статьи

Омар Омаров: "Перспективы интеграции-очевидны". Газета "Московский комсомолец" в Дагестане" 17-24 ноября 2011 г.

 

  Омар Омаров: " Перспективы интеграции-очевидны"

 

 

Модернизация образовательной системы, обсуждение которой в последнее время проходит на всех уровнях, и развитие конкурентоспособного рынка образовательных услуг ставят перед образовательными учреждениями страны целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к конкурентным условиям.

В общем контексте модернизации образования одним из главных направлений является повышение экономической эффективности отрасли образования. Нынешнее положение системы образования в Дагестане, и в целом на Северном Кавказе определяется в главных своих чертах наследием последних двадцати лет. Как известно, это был период глубоких трансформаций во всех сферах жизни российского общества – экономической, социальной, политической и культурной. В этом отношении Дагестан не может оставаться в стороне от всех процессов связанных с модернизацией образования.

Напомним, что в сентябре 2011 года, на одном из совещаний с регионами, Президент России Дмитрий Медведев призывал скорректировать планы подготовки специалистов в российских вузах. Президент напомнил, что современной экономике не хватает инженеров на фоне избытка выпускников так называемых престижных, в основном, гуманитарных факультетов. «...Здесь невозможно быть в стороне от этой ситуации; если мы переводим государственные средства и готовим людей, которые впоследствии вообще никуда не трудоустраиваются или же находят себе совершенно другую работу, не по специальности, имея высшее образование, это никуда не годится», – подчеркивает глава государства.

Подобное мнение применительно к нашему региону ранее высказывал и академик Российской академии образования Омаров Омар Алиевич.

Омар Омаров долгие годы являлся ректором ведущего дагестанского вуза – Даггосуниверситета, председателем Союза ректоров Дагестана, он автор нескольких сотен научных трудов и разработок по проблемам организации и управления образованием. Под его руководством сформулирована Концепция образования РД, в основу которой заложены принципы интеграции науки и образования региона. Сегодня Омар Омаров – директор «Института национальных проблем в образовании РАО». В своих выступлениях Омар Алиевич часто указывает на множество несовершенств в системе российского образования, являющихся тормозом на пути его развития. Как один из реальных вариантов выхода из сложившегося за долгие годы положения он предлагает принцип внедрения региональной инновационной системы непрерывного образования. Безусловно,  главной конечной целью интеграции в образовании Омар Алиевич видит подготовку специалистов высокого класса.

 

Омар Омаров: – Я почти 50 лет работаю в системе образования и, конечно же, есть наработки, которые мне и коллективу единомышленников хотелось бы реализовать. Это наработки связанные с созданием инновационных региональных непрерывных систем образования в регионах России. Центральным звеном интеграции региональных систем образования на территории субъектов РФ могут стать, прежде всего, университетские комплексы. Общие принципы создания подобных интегрированных структур отражены в Законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года.

В настоящее время наблюдается повышение ответственности регионов за социально-экономическое развитие, заинтересованности в укреплении интеллектуального потенциала на местах, развитии региональной системы непрерывного образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной и инновационной политики, подготовки высококвалифицированных кадров. Отсутствие специалистов дефицитных направлений, квалифицированных инженеров еще более повышает заинтересованность регионов в развитии собственной системы подготовки и переподготовки специалистов.

Мы создали региональную инновационную систему непрерывного образования, которая практически прорабатывалась 15-20 лет. Будучи ректором ДГУ я входил в состав комиссии министерства образования, в состав комиссии Союза ректоров российских вузов, и фактически было рекомендовано создавать региональную систему в форме университетского объединения или университетского комплекса, либо научно-образовательного центра, производя слияние науки и образования и тем самым повышая качество подготовки специалистов за счет усиления фундаментальной составляющей.

Начало развития научно-образовательной сети РД положено Дагестанским государственным университетом. Была организована ассоциация «Университетский комплекс РД» в уставе, которого предусмотрена совместная работа по информатизации образовательного и научного процессов, включая создание образовательной компьютерной сети. То есть, в условиях Дагестана роль интегратора была отведена Даггосуниверситету, – классическому университету как центру науки, просвещения и культуры.

Считаю, что опыт успешной реализации данной системы есть как на примере Даггосуниверситета, так и на примере республики Кабардино-Балкария, где мои коллеги  по Союзу ректоров России сумели воплотить замыслы в жизнь. Но с большим трудом данная система внедряется в регионах. Причины в том, что за каждым вузом есть ректор, за ректором стоит какая-то группа людей, которые не хотят, допустим, быть в единой структуре и подчиняться общим законам.

Перспективы же и плюсы подобного объединения очевидны. Объединившись в форме Ассоциации независимых юридических лиц, мы бы получили упорядочение во всех направлениях подготовки специалистов, исходя из потребностей экономики республики.

Учитывая, что развитие образования идет в направлении повышения значимости гуманитарной подготовки, более полной реализации идей демократизации, более тесного единства образования, науки и культуры, соединения национальных и общечеловеческих традиций, концепция развития должна быть основана на том, что Ассоциация по статусу является организационным и научно-методическим центром региональной системы непрерывного образования, в том числе –  центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Ассоциация координирует деятельность высших и средних специальных учебных заведений республики по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, по учебно-методическому обеспечению общих профессиональных дисциплин, родственных специальностей и направлений; выступает в роли научно-методического и организационного центра  по созданию республиканской системы формирования профессиональной и образовательной ориентации, подготовки талантливой молодежи для научной, педагогической, научно-технической, управленческой и иной деятельности; организации издания межвузовских научно-методических сборников, пособий и другой литературы, необходимой для образовательной деятельности; осуществляет функции экспертного совета по открытию новых специальностей, участвует  в лицензировании учебных заведений всех форм собственности на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования; а также по вопросам социальной защиты студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава.

В перспективе, в структуру будут входить классический университет со своими направлениями подготовки, педагогический – с педагогическими специальностями, сельскохозяйственный – готовящий кадры для системы сельского хозяйства, технический – только технические специальности, которые необходимы и востребованы. Допустим, есть специальности по которым мы не можем у себя обеспечить подготовку, но можно таких специалистов готовить по направлению в центральных вузах России.

Предполагается создать общие кафедры. Во-первых, и кадровый отбор будет более жестким, и финансирование можно значительно увеличить.

Безусловно, должна быть проведена ликвидация всех факультетов и специальностей, которые не относятся по профилю вуза. И не будет такого разброса, и для людей добро будет.

На протяжении лет люди за дипломом в халтурные вузы поступали. Какой из них выпускается специалист? Получается просто покупает диплом. Конечно, нам не миновать и такого рода «подготовки», ведь кто-то согласен быть без знаний, но с дипломом.

Созданный ранее университетский комплекс, на базе классического Дагестанского государственного университета, объединял все вузы нашей республики. Они просто не могли не войти в его состав в тот период, ведь было принято Постановление Правительства Дагестана, и были прописаны этим документом все функции. Однако, с течением, времени созданный университетский комплекс перестал существовать, и каждый из дагестанских вузов, ранее входивших в него, автономно создали у себя университетские комплексы.

Считаю, что должны быть предприняты конкретные шаги для нового объединения образовательных структур в Дагестане. Должна быть принята соответствующая законодательная база Народным собранием республики, так как финансирование инновационной системы непрерывного образования должно осуществляться как из федерального, так и из регионального бюджетов.

Хотелось бы отметить, что создание университетского комплекса – не самоцель, не модное поветрие, и любой университет, вузы должны настраиваться на долгие годы серьезной и кропотливой работы. На наш взгляд, в настоящее время имеется серьезная опасность конъюнктурного создания формальных университетских комплексов, имитирующих деятельность УК. Министерству образования России, региональным органам власти, университетам, всему педагогическому сообществу потребуются совместные скоординированные усилия по созданию и развитию университетских комплексов как системы региональных центров непрерывного образования и науки.

На сегодняшний день ИНПО РАО, ДГПУ, ДГУ, ДГМА, ДСХА готовы к серьезному участию в инновационно - технической деятельности. Опыт работы в области инновационной деятельности позволяет сделать выводы, что её осуществление обеспечивает: - повышение уровня научно-технических исследований в передовых областях науки и техники; - развитие научных школ и сохранение научного потенциала; - повышение уровня подготовки студентов и аспирантов и их конкурентоспособности на современном рынке труда; - ускорение создания и производства, новых образцов наукоемкой продукции; - организация новых рабочих мест.

 

Контакты:

УРАО «Институт национальных проблем в образовании»

367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Насрутдинова, 80 «б»,

тел. 8 (8722) 99-52-60